×

Вопросы - ответы

Вопрос:

В июне 2008 г. решением общего собрания участников нашей организации было принято решение о распределении среди участников чистой прибыли за 2007 год. Выплата дивидендов была осуществлена нами в декабре 2008 г. Также в 2008 г. налоговой инспекцией была проведена выездная проверка правильности исчисления и уплаты налогов, по результатам которой был составлен акт налоговой проверки с указанием признаков налогового правонарушения, а по результатам рассмотрения акта и наших письменных возражений вынесено решение о привлечении нашей организации к налоговой ответственности. Решение было вынесено инспекцией через два дня после фактической выплаты дивидендов за 2007 г. участникам нашей Организации. В результате выплаты дивидендов на нашем расчетном счете не осталось средств достаточных для удовлетворения требований налоговой инспекции в части недоимки по налогам, а также сумм пеней и штрафов. Иного имущества на балансе нашей организации не числится. Впоследствии налоговая инспекция обратилась в арбитражный суд с заявлением о признании нашей организации банкротом. Просим разъяснить, присутствуют ли в действиях руководства нашей организации признаки неправомерных действий при банкротстве и существуют ли основания для привлечения руководства к субсидиарной ответственности по обязательствам организации?

Ответ:

В соответствии с п. 1 ст. 28 Федерального закона от 08.02.1998 г. № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» (далее по тексту – Закон об ООО) общество вправе ежеквартально, раз в полгода или раз в год принимать решение о распределении своей чистой прибыли между участниками общества. Решение об определении части прибыли общества, распределяемой между участниками общества, принимается общим собранием участников общества. Ограничения по срокам выплаты части нераспределенной прибыли были введены Федеральным законом от 28.12.2010 г. № 409-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации  в части регулирования выплаты дивидендов (распределения прибыли)" и на правоотношения, возникшие до вступления указанного закона в законную силу, не распространяются. Ограничения по распределению и выплате части чистой прибыли установлены ст. 29 Закона об ООО. В частности, общество не вправе выплачивать участникам общества прибыль, решение о распределении которой между участниками общества принято: если на момент выплаты общество отвечает признакам несостоятельности (банкротства) в соответствии с федеральным законом о несостоятельности (банкротстве) или если указанные признаки появятся у общества в результате выплаты; если на момент выплаты стоимость чистых активов общества меньше его уставного капитала и резервного фонда или станет меньше их размера в результате выплаты. Согласно п. 3 ст. 3 Закона об ООО в случае несостоятельности (банкротства) общества по вине его участников или по вине других лиц, которые имеют право давать обязательные для общества указания либо иным образом имеют возможность определять его действия, на указанных участников или других лиц в случае недостаточности имущества общества может быть возложена субсидиарная ответственностьпо его обязательствам. Аналогичное положение содержит п. 3 ст. 56 ГК РФ. В соответствии с п. 2 ст. 3 Федерального закона от 26.10.2002 г. № 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" юридическое лицо считается неспособным удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязательства и (или) обязанность не исполнены им в течение трех месяцев с даты, когда они должны были быть исполнены. Таким образом, на основании указанных положений законодательства, осуществление участниками или руководителем действий, связанных с выбытием имущества юридического лица, в результате которых юридическое лицо перестает быть способным удовлетворить требования кредиторов, является противоправным и влечет за собой возможность привлечения таких лиц к субсидиарной ответственности по обязательствам юридического лица, а кроме того к уголовной ответственности в соответствии со ст. 196 УК РФ. Применительно к конкретной ситуации, выплата части чистой прибыли, в том случае, если в результате ее осуществления организация окажется неспособна удовлетворить требования кредиторов, может явиться основанием для привлечения ответственных лиц к имущественной ответственности по обязательствам юридического лица и к уголовной ответственности. Однако в данной ситуации Организации также следует иметь в виду следующее: В соответствии с п. 1 ст. 101 НК РФ акт налоговой проверки, другие материалы налоговой проверки и дополнительных мероприятий налогового контроля, в ходе которых были выявлены нарушения законодательства о налогах и сборах, а также представленные проверяемым лицом (его представителем) письменные возражения по указанному акту должны быть рассмотрены руководителем (заместителем руководителя) налогового органа, проводившего налоговую проверку, и решение по ним должно быть принято в течение 10 дней со дня истечения срока, указанного в пункте 6 статьи 100 НК РФ. Указанный срок может быть продлен, но не более чем на один месяц. Решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения вступает в силу по истечении 10 дней со дня вручения лицу (его представителю), в отношении которого было вынесено соответствующее решение, а если оно было обжаловано в апелляционном порядке - со дня его утверждения вышестоящим налоговым органом полностью или в части (п. 9 ст. 101 НК РФ). Решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения за совершение налогового правонарушения подлежит исполнению со дня его вступления в силу на основании п. 1 ст. 101.3 НК РФ. Таким образом, на дату выплату части прибыли участникам у организации отсутствовали основания для признания обязательства по уплате недоимки по налогам, пеней и налоговых санкций, выявленных по результатам выездной налоговой проверки. Кроме того, с учетом того, что организацией были представлены письменные возражения на акт налоговой проверки, а решение по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки на момент выплаты принято не было, организация не могла с уверенностью предположить как сам факт возникновения обязательства по уплате налога, пеней и штрафов (поскольку налоговый орган мог вынести решение об отказе в привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности), так и размер обязательства в денежном выражении. Исходя из вышеизложенного, действия организации по выплате части прибыли, по нашему мнению, не противоречат требованиям абз. 2 п. 2 ст. 29 Закона об ООО. Также следует отметить, что в соответствии с п. 8 Временных правил проверки арбитражным управляющим наличия признаков фиктивного и преднамеренного банкротства, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 г. № 855 в ходе анализа сделок должника устанавливается соответствие сделок и действий (бездействия) органов управления должника законодательству Российской Федерации, а также выявляются сделки, заключенные или исполненные на условиях, не соответствующих рыночным условиям, послужившие причиной возникновения или увеличения неплатежеспособности и причинившие реальный ущерб должнику в денежной форме. Перечень сделок, не соответствующих рыночным условиям приведен в п. 9 Временных правил и действия организации не подпадают под указанный перечень. Считаем необходимым отметить, что действия организации были направлены на погашение уже существовавшего и отраженного на счете 75 и по стр. 630 бухгалтерского баланса обязательства по выплате участникам чистой прибыли. Таким образом, указанные действия были направлены на уменьшение обязательств организации за счет ее активов, при этом сумма выбывших активов являлась соразмерной величине обязательств.