×

Вопросы - ответы

Вопрос:

О порядке налогообложения НДС и налогом на прибыль деятельности российской организации в рамках договора, предусматривающего поставку оборудования на территорию Республики Беларусь, а также осуществление строительно-монтажных работ на территории Республики Беларусь.

Ответ:

Налогообложение поставки товаров с территории РФ на территорию РБ, а также выполнения работ на территории РБ регулируется: Соглашением между Правительством РФ и Правительством Республики Беларусь от 21.04.1995 "Об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов в отношении налогов на доходы и имущество", Соглашением между Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 25.01.2008 г. "О принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг в Таможенном союзе"; Протоколом от 11.12.2009 г. "О порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров в таможенном союзе", Протоколом от 11.12.2009 г. "О порядке взимания косвенных налогов при выполнении работ, оказании услуг в таможенном союзе", а в неурегулированной ими части – национальным налоговым законодательством РФ и РБ. В соответствии с п. 1 ст. 1 Протокола от 11.12.2009 г. "О порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров в таможенном союзе" (далее по тексту – Протокол о порядке взимания косвенных налогов при экспорте товаров) при экспорте товаров с территории одного государства - члена таможенного союза на территорию другого государства - члена таможенного союза налогоплательщиком (плательщиком) (далее - налогоплательщик) государства - члена таможенного союза, с территории которого вывезены товары, применяются нулевая ставка налога на добавленную стоимость (далее - НДС) и (или) освобождение от уплаты акцизов при представлении в налоговый орган документов, предусмотренных пунктом 2 статьи 1 Протокола. Место реализации товаров определяется в соответствии с законодательством государств - членов таможенного союза. Поскольку местом реализации товаров при их экспорте с территории РФ признается Российская Федерация (ст. 147 НК РФ), то российским экспортером в отношении товаров применяется налоговая ставка НДС 0 % при условии предоставления в налоговые органы подтверждающих документов, в т.ч. заявления о ввозе товаров и уплате косвенных налогов с отметкой налогового органа РБ. При рассмотрении вопроса о налогообложении НДС строительно-монтажных работ, выполняемых российской организацией на территории РБ следует иметь в виду, что место реализации этих работ определяется в соответствии с пп. пп. 1, 2 п. 1 ст. 3 Протокола от 11.12.2009 г. "О порядке взимания косвенных налогов при выполнении работ, оказании услуг в таможенном союзе" (далее по тексту – Протокол о порядке взимания косвенных налогов при выполнении работ), т.е. местом реализации будет признано то государство, на территории которого расположено движимое или недвижимое имущество, с которым непосредственно связано выполнение таких работ. Указанному положению корреспондируют нормы ст. 148 НК РФ и ст. 33 НК РБ. Таким образом, при выполнении работ непосредственно связанных с имуществом, находящимся на территории РБ, местом реализации работ для целей НДС будет признаваться территория РБ. Согласно ст. 2 Протокола о порядке взимания косвенных налогов при выполнении работ, Взимание косвенных налогов при выполнении работ, оказании услуг осуществляется в государстве - члене таможенного союза, территория которого признается местом реализации работ, услуг (за исключением работ, указанных в статье 4 Протокола). При выполнении работ, оказании услуг налоговая база, ставки косвенных налогов, порядок их взимания и налоговые льготы (освобождение от налогообложения) определяются в соответствии с законодательством государства - члена таможенного союза, территория которого признается местом реализации работ, услуг, если иное не установлено настоящим Протоколом. С учетом вышеизложенного, порядок уплаты НДС при выполнении работ на территории Республики Беларусь устанавливается НК РБ. В соответствии с п. 1 ст. 92 НК РБ, при реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав на территории Республики Беларусь иностранными организациями, не осуществляющими деятельность в Республике Беларусь через постоянное представительство и не состоящими в связи с этим на учете в налоговых органах Республики Беларусь (далее в настоящей главе – иностранные организации, не состоящие на учете в налоговых органах Республики Беларусь), обязанность по исчислению и перечислению в бюджет налога на добавленную стоимость возлагается на состоящих на учете в налоговых органах Республики Беларусь организации и индивидуальных предпринимателей, приобретающих данные товары (работы, услуги), имущественные права. Таким образом, обязанность по исчислению и перечислению НДС в Бюджет республики Беларусь, будет возложена на Белорусскую организацию – заказчика работ. Поскольку для целей налогового законодательства РФ местом реализации территория РФ не признается, то на основании пп. 2 п. 3 ст. 170 НК РФ, сумму НДС, принятую к вычету по товарам (работам, услугам), основным средствам, нематериальным активам, используемым для выполнения работ за пределами РФ, необходимо будет восстановить в бюджет РФ. В отношении налога на прибыль следует иметь в виду, что согласно ст. 7 Соглашения между Правительством РФ и Правительством Республики Беларусь от 21.04.1995 "Об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов в отношении налогов на доходы и имущество" (далее по тексту – Соглашение об избежании двойного налогообложения) прибыль предприятия одного Договаривающегося Государства может облагаться налогом только в этом Государстве, если только такое предприятие не осуществляет предпринимательскую деятельность в другом Договаривающемся Государстве через находящееся там постоянное представительство. Если предприятие осуществляет предпринимательскую деятельность таким образом, то его прибыль может облагаться налогом в этом другом Государстве, но только в той части, которая относится к этому постоянному представительству. Понятие постоянного представительства приведено в ст. 5 Соглашения об избежании двойного налогообложения и раскрывается национальным законодательством договаривающихся стран, в той части, которая не противоречит ст. 5 Соглашения. В частности, понятие постоянного представительства установлено ст. 139 НК РБ. Согласно п.п. 3, 4 ст. 139 НК РБ, если иностранная организация выполняет работы и (или) оказывает услуги на территории Республики Беларусь, место выполнения работ, оказания услуг иностранной организации признается постоянным представительством при условии, что указанная деятельность осуществляется в течение девяноста дней непрерывно или в совокупности в течение одного календарного года. Строительная площадка, монтажный или сборочный объект признаются постоянным представительством иностранной организации, если такие площадка или объект существуют на территории Республики Беларусь в течение периода, превышающего сто восемьдесят дней в любом двенадцатимесячном периоде, начинающемся или заканчивающемся в соответствующем налоговом периоде. В соответствии с п. 4 ст. 21 НК РБ, иностранная организация, осуществляющая или собирающаяся осуществлять в Республике Беларусь предпринимательскую деятельность, обязана в порядке, установленном пунктами 2–6 статьи 66 НК РБ, стать на учет в налоговом органе вне зависимости от того, будет ли в дальнейшем ее деятельность признана деятельностью через постоянное представительство в Республике Беларусь.