×

Вопросы - ответы

Вопрос:

О порядке налогообложения НДС договора на установку и эксплуатацию рекламных конструкций и исполнении рекламораспространителем по договору функций налогового агента по удержанию и перечислению НДС в бюджет.

Ответ:

В соответствии с п.п. 3.1., 3.2. представленного Договора № 4-122 на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на земельном участке, здании или ином недвижимом имуществе, находящемся в собственности города Королева Московской области, а также земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена и распоряжение которыми осуществляется органами местного самоуправления города Королева Московской области, плата по договору установлена без учета НДС, при этом НДС перечисляется рекламораспространителем в соответствующий бюджет самостоятельно. Согласно п. 1 ст. 24 НК РФ, налоговыми агентами признаются лица, на которых в соответствии с НК РФ возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению налогов в бюджетную систему Российской Федерации. Таким образом, случаи, при которых у Организации может возникнуть обязанность по удержанию и перечислению налогов за другое лицо, установлены НК РФ. В силу п. 3 ст. 161 НК РФ, при предоставлении на территории Российской Федерации органами государственной власти и управления, органами местного самоуправления в аренду федерального имущества, имущества субъектов Российской Федерации и муниципального имущества налоговая база определяется как сумма арендной платы с учетом налога. При этом налоговая база определяется налоговым агентом отдельно по каждому арендованному объекту имущества. В этом случае налоговыми агентами признаются арендаторы указанного имущества. Указанные лица обязаны исчислить, удержать из доходов, уплачиваемых арендодателю, и уплатить в бюджет соответствующую сумму налога. В указанной связи на Организацию могут быть возложены обязанности по удержанию и уплате НДС в бюджет, если она является арендатором государственного (муниципального) имущества, предоставляемого в аренду органами государственной власти (местного самоуправления). Согласно ст. 606 ГК РФ, по договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование. В соответствии с п. 2 ст. 421 ГК РФ, стороны могут заключить договор, как предусмотренный, так и не предусмотренный законом или иными правовыми актами. Согласно части 5 статьи 19 Федерального закона от 13.03.2006 г. № 38-ФЗ "О рекламе", установка и эксплуатация рекламной конструкции осуществляются ее владельцем по договору с собственником земельного участка, здания или иного недвижимого имущества, к которому присоединяется рекламная конструкция, либо с лицом, управомоченным собственником такого имущества, в том числе с арендатором. Предметом представленного договора в соответствии с п. 1.1., является право рекламораспространителя на установку рекламной конструкции для распространения наружной рекламы, ее эксплуатацию и техническое обслуживание и обязательство Администрации по совершению необходимых действий для предоставления рекламораспространителю такой возможности. В указанной связи, предметом представленного договора не является предоставление за плату во временное пользование и владение какого-либо имущество, вследствие чего он не является арендным, а является договором, не предусмотренным ГК РФ. Таким образом, положения п. 3 ст. 161 НК РФ применению к нему не подлежат и на Организацию не может быть возложена обязанность по удержанию и перечислению в бюджет сумм налога на добавленную стоимость. Указанная позиция подтверждается, в частности, Постановлением Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 23.05.2011 г. по делу № А75-6019/2010 (Определением ВАС РФ от 19.09.2011 г. № ВАС-11815/11 по делу № А75-6019/2010 отказано в передаче дела в Президиум ВАС РФ для пересмотра в порядке надзора). Предметом рассмотрения по данному делу являлось урегулирование разногласий по договору на установку и эксплуатацию рекламных конструкций и признание его заключенным. В частности, в судебном споре рассматривался вопрос об исключении из договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции положения, устанавливающего обязанность рекламораспространителя по исчислению, удержанию и уплате НДС в бюджет с суммы вознаграждения по договору. Удовлетворяя исковые требования в данной части ФАС Западно-Сибирского округа указал, что Договор на установку и эксплуатацию рекламной конструкции относится к группе непоименованных в Гражданском кодексе Российской Федерации договоров, не является арендным, к нему не применим пункт 3 статьи 161 Налогового кодекса Российской Федерации. Аналогичная позиция изложена в Постановлении ФАС Западно-Сибирского округа от 27.02.2012 г. по делу № А75-8118/2010. Кроме того, Минфин РФ в Письмах от 13.07.2012 г. № 03-07-11/184, от 28.04.2012 г. № 03-07-11/126, разъяснял, что при реализации прав на заключение договоров на размещение временных сооружений, рекламных конструкций и нестационарных торговых объектов на имуществе, находящемся во владении, пользовании, распоряжении муниципального образования, НДС уплачивают органы местного самоуправления. В соответствии с п. 1 ст. 422 ГК РФ, договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения. Согласно ст. 168 ГК РФ, сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения. В силу ст. 180 ГК РФ, недействительность части сделки не влечет недействительности прочих ее частей, если можно предположить, что сделка была бы совершена и без включения недействительной ее части. Недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения (п. 1 ст. 167 ГК РФ). Таким образом, положения п. 3.1., 3.2. договора в части, устанавливающей обязанность рекламораспространителя по перечислению НДС в бюджет, являются недействительными (ничтожными), т.к. противоречат ст. ст. 24, 161 НК РФ. При этом, Организация не обязана исполнять функции налогового агента по исчислению, удержанию и перечислению в бюджет налога на добавленную стоимость.