×

Вопросы - ответы

Вопрос:

Нужно ли включать в сумму доходов при УСН "Доходы" сумму средств, полученных от подотчетного лица. Часто мы списываем на подотчет суммы превышения лимита кассы, а затем вновь эти деньги возвращаем в кассу для сдачи в банк, либо списываем со счета в банке на карточку подотчетному лицу и ложим в кассу обратно, чтобы избежать банковских комиссий, ранее эти суммы мы не включали в состав доходов, правильно ли это?

Ответ:

Порядок выдачи денежных средств под отчет установлен п. 4.4. "Положение о порядке ведения кассовых операций с банкнотами и монетой Банка России на территории Российской Федерации", утв. Банком России 12.10.2011 г. № 373-П (далее по тексту – Порядок ведения кассовых операций). В частности, указанным пунктом предусмотрен следующий порядок: Для выдачи наличных денег на расходы, связанные с осуществлением деятельности юридического лица, индивидуального предпринимателя, работнику под отчет (далее - подотчетное лицо) расходный кассовый ордер 0310002 оформляется согласно письменному заявлению подотчетного лица, составленному в произвольной форме и содержащему собственноручную надпись руководителя о сумме наличных денег и о сроке, на который выдаются наличные деньги, подпись руководителя и дату. Подотчетное лицо обязано в срок, не превышающий трех рабочих дней после дня истечения срока, на который выданы наличные деньги под отчет, или со дня выхода на работу предъявить главному бухгалтеру или бухгалтеру, а при их отсутствии - руководителю авансовый отчет с прилагаемыми подтверждающими документами. Проверка авансового отчета главным бухгалтером или бухгалтером, а при их отсутствии - руководителем, его утверждение руководителем и окончательный расчет по авансовому отчету осуществляются в срок, установленный руководителем. Выдача наличных денег под отчет проводится при условии полного погашения подотчетным лицом задолженности по ранее полученной под отчет сумме наличных денег. В соответствии с п. 1 ст. 346.15 НК РФ налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения, при определении налоговой базы учитывают в составе доходов: - доходы от реализации, определяемые в соответствии со ст. 249 НК РФ; - внереализационные доходы, определяемые в соответствии со ст. 250 НК РФ. Согласно ст. 41 НК РФ доходом признается экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить, и определяемая в соответствии с главами "Налог на доходы физических лиц", "Налог на прибыль организаций" НК РФ. Доходами от реализации, на основании ст. 249 НК РФ признаются выручка от реализации товаров (работ, услуг) как собственного производства, так и ранее приобретенных, выручка от реализации имущественных прав. Приведенный в ст. 250 НК РФ перечень внереализационных доходов, является по своему смыслу закрытым, и не содержит требования о признании в качестве дохода сумм денежных средств, выданных подотчетным лицам, не израсходованных ими в установленный срок, и возвращенных в кассу организации. Таким образом, суммы денежных средств, выданных под отчет и возвращенных в кассу организации, не отвечают критериям их признания в качестве дохода и включению в налоговую базу по УСН не подлежат. Кроме того, включение таких сумм в налоговую базу привело бы к двойному налогообложению у организации одних и тех же сумм поступлений, поскольку ранее такие суммы должны были быть учтены в составе доходов в качестве выручки от реализации. В то же время Организации следует иметь в виду, что суммы денежных средств, выданных под отчет без письменного распоряжения руководителя, либо с превышением сумм или сроков выдачи наличных денежных средств подотчетным лицам, могут быть при проведении налоговой проверки (проверки государственным внебюджетным фондом) расценены в качестве доходов физических лиц, получивших средства под отчет, и признаны объектом налогообложения налогом на доходы физических лиц и объектом обложения страховыми взносами в соответствии с Федеральный закон от 24.07.2009 г. № 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования". Несмотря на спорный характер такой позиции контролирующих органов, свою позицию Организации возможно придется отстаивать в суде. Также подобные действия Организации могут быть расценены как образующие состав административного правонарушения в соответствии с ч. 1 ст. 15.1. КоАП РФ.