×
Формат
вашего успеха!
8 (495) 926-06-78

Принципы регулирования аудиторской деятельности в РФ

Аудиторская деятельность в России на сегодняшний день оценивается специалистами в области бухгалтерии и финансов с различных точек зрения. Так, до сих пор бытует мнение о том, что российский и зарубежный аудит — не совсем одно и то же. Основная задача аудита заключается в независимой оценке текущего состояния бухучета социализированных компаний, ценные бумаги которых широко используются на биржах, свободно вращаются на профильных рынках в достаточных количествах. Но это в идеале. На самом деле, принципы аудиторской деятельности в РФ несколько искажены, так как российский аудит до сих пор специфичен и несколько отличается от зарубежного "аналога".

Финансовый коридор расширяется…

Все дело в том, что Россия преодолела определенный исторический этап, когда об аудите в чистом его виде не могло быть и речи. Сам политический строй предполагал отсутствие социального наблюдения за теми или иными объектами финансовой деятельности, поскольку собственником всего являлось государство. Поэтому смысл аудита был в корне изменен: независимую оценку заменили внутренними ревизионными проверками, в то время как внешнеэкономические отношения сохранили элементы аудиторской деятельности. На сегодняшний день произведена попытка перехода к юридически обоснованному аудиту на заранее подготовленной для этого почве.

После текущих изменений в законе "Об аудиторской деятельности", которые были приняты на государственном уровне в 2011 году, некоторые компании, ранее проводившие обязательную бухгалтерскую оценку, попали в разряд "неосвещенных" в области своей финансовой деятельности, так как последние дополнения к закону расширили финансовый коридор, который ограничивал те или иные предприятия ранее.

Следует отметить, что до естественного саморегулирования и проведения аудиторской деятельности без обязательного политического вмешательства дело пока не дошло. По мнению политиков, на сегодняшний день нет повода для перехода к принципу саморегулирования и самоконтроля от обязательного лицензирования. Безусловно, были попытки и на государственном, и на общественном уровне перейти к некоей модели автономности аудита, создания так называемого "социального института". Однако в этом случае часть прав по контролю была бы возложена на аудиторские компании. Таким образом, принципы регулирования финансовой деятельности в России смогли бы подтолкнуть всю экономическую систему страны на новый, более совершенный с современной точки зрения, уровень.

Далеко ли нам до идеала?

На данный момент ответ на этот вопрос не смогут дать ни в высших эшелонах власти, ни в солидных аудиторских группах. К сожалению, попытки обязать специалистов по аудиту предоставлять отчеты Центробанку РФ о произведенных проверках полностью разрушают существующий миф об аудиторской тайне. О том, какие это даст результаты в дальнейшем, судить пока рано. Ясно одно, что аудиторская система в скором будущем должна перейти от стандартной лицензионной — к более совершенному варианту регулирования в виде самоконтроля, что принесет только положительные изменения.