×
Формат
вашего успеха!
8 (495) 926-06-78

ФНС обновила критерии для налоговых проверок

ФНС обновила среднеотраслевые показатели налоговой нагрузки и рентабельности, которых теперь должны будут придерживаться все компании. Если ваши показатели отличаются от новых, то вы рискуете попасть на выездную проверку. При планировании выездных проверок контролёры применяют 12 критериев. Среди них налоговая нагрузка и рентабельность (приказ ФНС от 30.05.2007 № ММ-3-06/333).

Где фигурируют новые показатели?

Среднеотраслевые показатели налоговой нагрузки и рентабельности можно отыскать на сайте ФНС: nalog.gov.ru. Алгоритм действий такой:

  1. Кликнув по ссылке «Деятельность ФНС», перейдите в раздел «Выездные проверки».
  2. Затем совершите переход в подраздел «Концепция системы планирования выездных проверок».
  3. Кликните по ссылке и перейдите «Контрольная работа».
  4. Далее вам остаётся скачать документ в формате Еxсel.

Налоговая нагрузка компании должна быть не меньше определенного процента. В противном случае инспекторы заподозрят вас в незаконной оптимизации.

Как проверить налоговую нагрузку?

Чтобы проверить налоговую нагрузку самостоятельно, вам необходимо воспользоваться калькулятором на сайте ФНС «Прозрачный бизнес»: pb.nalog.ru

Есть и другой способ: вы можете посчитать нагрузку по критериям для отбора в план выездных проверок. Это две совершенно разные методики, поэтому показатели сравнивать между собой не стоит. К примеру, если посчитать нагрузку, используя критерии отбора, надо учитывать НДФЛ. А если осуществлять расчёт в калькуляторе ФНС, то этот показатель там не фигурирует.

Налоговую нагрузку считаем по формуле:

Налоговая нагрузка = уплаченные налоги: Выручка X 100

В расчёт лучше всего брать все уплаченные налоги, в том числе НДФЛ. А вот взносы не надо учитывать (письмо ФНС от 29.06.2018 № БА-4-1/12589). Так же как ввозной НДС и таможенные пошлины (письмо Минфина от 11.01.2017 № 03-01-15/208).

Для расчёта выручки следует сложить доход от продажи товаров, продукции, работ, услуг с прочими доходами за минусом НДС и акцизов. Эти сведения можно взять из строк 2110 и 2340 отчёта о финансовых результатах. Тот результат, который у вас получится, необходимо сравнить со среднеотраслевыми показателями из таблицы налоговиков. Если в ней не указана нагрузка по вашему виду деятельности, тогда следует брать нагрузку по отрасли, наиболее близкой к вашей.

К примеру, средняя налоговая нагрузка по строительству за прошедший 2022 год - 11,1 процента. Если ваш показатель выше среднего уровня по отрасли, тога выездная проверка вам не грозит. Имейте в виду, что за прошедший год для ряда отраслей показатели так называемой «безопасной» налоговой нагрузки повысили.

Низкий уровень рентабельности – повод для выездной проверки

Если ваша компания переживает низкий уровень рентабельности продаж и рентабельности активов, это может стать причиной для выездной проверки. Стоит обратить внимание на ситуацию, когда рентабельность отклоняться от средней более чем на 10%. Налоговики проверяют два показателя рентабельности - активов и проданных товаров.

Оценку рентабельности можно вычислить самостоятельно. Для этого вам понадобятся данные из отчёта о финансовых результатах и бухгалтерского баланса.

Расчёт осуществляем по формулам:

Стр. 2200 «Прибыль (убыток) от продаж ОФР»: (Стр. 2120 «Себестоимость продаж» ОФР + Стр. 2210 «Коммерческие расходы» ОФР + Стр. 2220 «Управленческие расходы» ОФР) X 100 = Рентабельность проданных товаров

Стр. 2300 «Прибыль (убыток) до налогообложения» ОФР: Стр. 1600 «Баланс (актив)» годового баланса = Рентабельность активов

Значения рентабельности изменились по многим видам деятельности. К примеру, средняя рентабельность продаж в сфере производства продуктов в раньше составляла 7,3%, а сейчас она достигла отметки 11,1%. В сфере оптовой торговли средняя рентабельность продаж, увеличилась с 5,4 до 10,5 процента.

Какими видами отраслей больше всего интересуются налоговики?

Касательно рентабельности налоговые службы чаще обращают внимание на такие виды деятельности, как производство одежды, пищевых продуктов и напитков, розничная торговля (кроме торговли автомобилями и мотоциклами), полиграфическая и копирование носителей информации, хранение и транспортировка, а также образование.

А вот по налоговой нагрузке:

  • оптовая торговля и розничная;
  • гостиничный бизнес;
  • предприятия общественного питания;
  • производство резиновых и пластмассовых изделий;
  • производство химических веществ и химических продуктов;
  • сфера строительства.